Центр наскальной живописи в Монтиньяке от бюро Snøhetta

Новый международный Центр наскальной живописи Lascaux IV в Монтиньяке открыл свои двери для посетителей. Норвежское бюро Snøhetta создало уникальный центр, рассказывающий об истории знаменитой пещеры Ласко – важнейшего памятника наскальной живописи в мировой истории. 

Пещера Ласко, которую археологи называют «Сикстинской капеллой первобытности», расположена во французской коммуне Монтиньяк. О ее существовании узнали в 1940 году совершенно случайно несколько подростков, и после этого власти Франции сразу же признали пещеру историческим памятником. Долгое время пещерой занимались исследователи, и в 1948-м ее открыли для туристов. Вскоре после этого, от большого наплыва людей, микрофлора пещеры нарушилась и наскальная живопись подверглась опасности, поэтому в 1963 году пещеру закрыли для туристов. В 2010 году, в 70-ю годовщину открытия пещеры Ласко, было объявлено о создании центра Lascaux IV по дизайну бюро Snøhetta. 

Архитекторы бюро Snøhetta создали объект, позволяющий людям увидеть уникальные наскальные рисунки, изучить их историю, а главное – ощутить атмосферу древности и величия. Здание музея разместилось на пересечении двух типов ландшафта – холма, защищенного густым лесом и плодородной долиной реки Везер.

Музей будто прорезает землю и приглашает посетителей к увлекательному путешествию по точной копии пещеры Ласко, которая появилась здесь 20 000 лет назад. Туристы могут ощутить на себе атмосферу таинственной пещеры, потрогать текстуру камня и насладиться древней живописью. Этот объект является центром музея Lascaux IV, и архитекторы бюро Snøhetta работали над ним вместе с английской дизайн-студией Cason Mann, известной безупречным оформлением музеев и галерей по всему миру. 

Стены, крыша, фасады, внутреннее и внешнее напольное покрытие – все эти элементы выполнены из одного материала – бетона. Это помогает воспринимать здание как единый объект, сливающийся с ландшафтом за счет своей природной грубой структуры, напоминающей о минералах, камнях и, главное, – пещерах. Еще один материал – стекло – определяет восприятие музея. Полупрозрачный фасад стирает границы между интерьером и окружающим ландшафтом, а взаимодействие бетона и стекла создает множество визуальных контрастов, иллюзий и игр тени со светом. 

Внутреннее пространство центра Lascaux IV так же, как и его внешний вид, продумано до мелочей. Посетитель, попадающий в лобби центра, сразу направляется к лифту, который сначала поднимает его на крышу. Оттуда открываются живописные виды на Монтиньяк и долину Везер. Затем посетитель спускается по небольшому склону крыши ко входу в реплику пещеры Ласко и таким образом ощущает то же, что и люди, впервые открывшие древний памятник в 1940 году. 

Копия пещеры Ласко создавалась с помощью лазерного 3D-сканирования и технологий литья, для того чтобы продублировать оригинал с точностью до миллиметра. 25 художников в течение двух лет вручную расписывали 900 метров поверхности искусственной пещеры. Художники даже использовали те же пигменты, что и первобытные люди 20 000 лет назад, для того чтобы достичь максимальной точности. 

После пещеры посетитель попадает в так называемый Пещерный сад. Это пространство, окруженное бетонными стенами и открытое небу, помогает отвлечься от мрачной пещеры и отдохнуть перед еще одной частью музея. Дальше посетители могут пройти в залы, посвященные истории наскальной живописи, снабженные интерактивными инструментами обучения и мультимедийным гидом. В том числе посетителям предоставляется возможность разглядеть рисунки поближе: в одном из залов фрагменты пещеры свисают прямо с потолка. 

И это еще не все! В Центре наскальной живописи также есть 3D-кинотеатр, предлагающий зрителям сравнить пещеру Ласко с подобными памятниками древности по всему миру, и Воображаемая галерея, демонстрирующая влияние наскальной живописи на современное искусство. 

Весь музей от бюро Snøhetta – это баланс между разными атмосферами и пространствами, тенью и светом: от закрытых выставочных помещений и пещеры до открытого, пронизанного светом внутреннего дворика. Архитекторы противопоставляют землю и небо, природу и искусство, одну пещеру другой пещере – и так до бесконечности, для того чтобы найти гармонию в одном пространстве, заключенном в изящную бетонную оболочку между густым лесом и долиной реки Везер. 

Текст: Софья Карпенко

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *