Пост почитания Людвига Мис ван дер Роэ

27 марта 1886 года родился архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, «отец» интернационального стиля, определивший облик модернистской архитектуры XX века. В честь этого события мы вспоминаем основные вехи творческого пути архитектора и его главные проекты. 

Будущий великий архитектор Людвиг Мис родился в 1886 году в немецком Ахене, где поначалу учился в ремесленной школе, а затем работал каменотесом на предприятии своего отца. Затем он переехал в Берлин и начал работать у знаменитого интерьерного дизайнера Бруно Поля, который впоследствии стал директором Национальной школы изобразительного и прикладного искусства – одного из главных конкурентов школы Баухауз. 

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)

В это же время 21-летний Мис (так его называли чаще всего) под началом Поля создает свой первый проект – дом для семьи в Потсдаме. Мис полностью повторяет классический немецкий стиль Бруно Поля в этом доме с красной черепичной крышей, ничем не выделяющемся среди других. Его собственный стиль проявится чуть позже – после того, как он присоединился к мастерской еще одного немецкого архитектора Питера Беренса, который был учителем не только для Миса, но и наставником в разные годы для Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье. 

В 1911–1912 гг Людвиг Мис руководил возведением немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, которое было создано по проекту Беренса. Довольно скоро Мис начал работать над персональными проектами – частными домами в неоклассическом, традиционном стиле. Тогда же он приобретает свою новую фамилию, соединяя «Мис» с девичьей фамилией матери «Роэ» через голландскую аристократическую приставку «ван дер», потому что немецкое «фон» принадлежало настоящим аристократическим особам и было защищено юридически. Новая фамилия приближает сына ремесленника к берлинской элите – тем людям, для которых строил дома архитектор. 

Штаб-квартира школы Баухауз в Дессау

Во время Первой мировой войны Мис продолжает создавать дома в неоклассическом стиле, однако общество явно требует нового подхода к архитектуре и дизайну, отрицающего искусственность классических стилей и провозглашающего движение к будущему и новым материалам. Мис ван дер Роэ в ответ на это начинает придумывать совершенно новые архитектурные конструкции, одна из которых стала его модернистским дебютом – в 1921 году он представил на конкурсе проект полностью стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. Он не был построен, но через какое-то время мир увидел воплощения этого проекта по другую сторону океана. Пожалуй, с этого проекта началась история Людвига Мис ван дер Роэ как великого модерниста XX века. 

Павильон Германии в Барселоне

В 1929 году он создает временный павильон Германии на выставке в Барселоне – один из самых знаменитых его проектов, который был реконструирован в 1986 году на том же месте. Затем в 1930 году была построена Вилла Тугендгат в Брно, которую можно считать прототипом стеклянного дома Франсуорт – центрального проекта в карьере архитектора. В 1930 году, за три года до закрытия школы Баухауз, ее директором становится Людвиг Миc ван дер Роэ, сменив на этом посту Ханнеса Мейера. Он пришел в Школу состоявшимся немецким архитектором и ему не нужно было делать себе имя за счет Школы, скорее напротив – Школа нуждалась в нем, для того чтобы предотвратить развитие коммунистического радикализма, усугубленного Мейером. Несмотря на то, что это была первая академическая должность Миса ван дер Роэ, он так и не смог раскрыться на ней полностью – скорое закрытие Школы ощущалось во всем – от расписания занятий до сокращения экспериментальных работ. В 1933 году Баухауз прекратил свое существование из-за «явной приверженности политике большевиков». 

В 1938 году архитектор, не желая мириться с политикой Гитлера, переезжает в США, обосновывается в Чикаго, и с этого начинается новая страница его творческой и академической карьеры. Знаменитый стеклянный дом для семьи Франсуорт – апогей интернационального стиля, кампус Иллинойсского технологического инстиутта, небоскребы абсолютно нового уровня, ставшие прототипами для будущих корпоративных офисов по всему миру: Сигрем-билдинг, здание IBM и многие другие. За год до смерти, в 1968 году, архитектор строит свою последнюю крупную работу на родине – Новую национальную галерею в Западном Берлине. 

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)

Людвиг Мис ван дер Роэ оставил после себя важнейшее культурное наследие – свой стиль. Его старались повторить многие, наиболее удачные примеры – работы архитектора Филипа Джонсона. Цитаты Мис ван дер Роэ – «Less is more» («Меньше – значит больше») и «God is in the details» («Бог в деталях») стали афоризмами, на которые ориентируются современные архитекторы. В его честь была создана престижная архитектурная премия – Премия имени Людвига Мис ван дер Роэ, жюри которой каждый год выбирает лучшие европейские проекты. Мебель по его дизайну украшает лучшие дома мира, а частные виллы, построенные им, стали поупулярными музеями. 

1. Павильон Германии в Барселоне, Испания

В 1929 году Людвиг Мис ван дер Роэ создает павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Стеклянный павильон растворяется в окружающем ландшафте благодаря своей удивительной структуре. Например, крыша павильона буквально парит над ним: такое ощущение создается из-за того, что она держится на восьми узких крестообразных колоннах, которые практически незаметны в интерьере. Стены павильона отделаны натуральным мрамором разных видов – дань уважения отцу Миса, ремесленнику-каменотесу. 

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

Итальянский травертинский мрамор сочетается с альпийским, зеленым греческим и красноватым ониксом из Атласских гор. А мебель для павильона в Барселоне – кресла, кушетка, стол и оттоманки – сложилась в Barcelona Collection, которая по сей день считается иконой мебельного дизайна. Павильон Германии стал не только отражением состояния страны, но и определением новой эпохи в архитектуре. 

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

Потребность в интернациональном стиле, противоречащем любимой Гитлером помпезной классике, затем распространилась далеко за пределы Германии, а Павильон Миса стал настоящей отправной точкой модернизма. 

Подробнее о павильоне читайте в нашем отдельном материале. 

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

2. Вилла Тугендгат в Брно, Чехия

В 1930 году было закончено строительство Виллы Тугендгат в чешском городе Брно. В этом проекте вновь проявились главные черты «воздушного» стиля. Мис «по-функционалистски» использует железный каркас, который позволяет не задействовать поддерживающие стены и таким образом создать ощущение легкости внутри виллы за счет свободной планировки и большого количества света. Кроме того, архитектор умело использовал непростой ландшафт (крутой склон) и сделал дом «двойным»: с улицы он выглядит как одноэтажное здание, а с внутреннего двора он двухэтажный, как это и было на самом деле. 

Архитектор так же, как и для павильона в Барселоне, создал для виллы в Брно несколько предметов мебели – кресла с названиями «Тугендгат» и «Брно». Кресло «Тугендгат» – это некий гибрид кресла «Барселона» и кресла «Брно». Сплошной железный каркас держит на себе основную часть кресла, обитую кожей. От «Барселоны» это кресло взяло сиденье, а от «Брно» – каркас. К слову, всю эту мебель Мис ван дер Роэ создавал вместе с дизайнером Лилли Рейх. 

Их сотрудничество началось с павильона Германии – мебель для него, как и для виллы в Брно, они придумали вместе. Однако долгие годы никто не помнил об участии Рейх в этой работе, вплоть до конца XX века, когда исследователи начали возрождать память о творчестве женщины-дизайнера. Некоторые также отмечают, что после работы с Рейх прогресса у Миса в создании предметов мебели не наблюдалось. 

3. Crown Hall в кампусе Иллинойсского технологического института в Чикаго, США

После переезда в США Людвиг Мис ван дер Роэ был приглашен возглавить Архитектурную школу тогда еще Чикагского института бронетехники, который вскоре был переименован в более привычный Иллинойсский технологический институт. Одним и преимуществ этой работы было то, что архитектору поручили спроектировать новый кампус для Института и все его постройки до сих пор находятся там. 

Благодаря им кампус Иллинойсского университета был признан одним из великих памятников американской архтектуры. Crown Hall – это здание для Архитектурной школы, в котором вновь проявился уникальный Мис ван дер Роэ. Сталь и стекло – все предельно просто, но от этого и завораживающе прекрасно. Двухэтажное прямоугольное здание находится в самом центре кампуса Института. Крышу здесь вновь держат не классические громоздкие колонны, а тонкие и прочные стальные конструкции, освобождающие пространство в том числе и от перегородок. 

4. Дом Франсуорт в Плейно, США 

Дом для доктора Эдит Франсуорт был закончен в 1951 году. Он представляет собой одноэтажное убежище для отдыха недалеко от Чикаго, в местечке Плейно. Здесь Мис ван дер Роэ вновь выстраивает диалог с окружающей природой с помощью полностью стеклянных стен. 

В одном из интервью он говорил о том, что используя такой дизайн, он думает не только о доме, но и о самой природе: «Природа тоже должна жить своей жизнью. Мы не можем нарушать ее покой ярким цветами и вычурными интерьерами». Кажется, что этот дом стал самым ярким воплощением знаменитого мисовского «Less is more» («Меньше – значит больше»). 

5. Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, США

Когда Миса пригласили к созданию этого проекта, он уже построил свои первые жилые башни в Чикаго на Lake Shore Drive, которые поразили всех своим современным внешним видом – сталь и стекло вместо привычных в этом районе кирпичных домов. Сигрем-билдинг стал принципиально новым для Америки небоскребом. В первую очередь Мис ван дер Роэ решил, что стальная конструкция здания, покрытая стеклом, должна быть видна всем. 

Сделать ее открытой не позволял американский строительный кодекс, так как по правилам пожарной безопасности все стальные конструкции должны быть закрыты огнеупорным бетоном. Тогда немецкий архитектор придумал хитрость: поверх закрытой бетоном несущей конструкции он создал бронзовую «решетку», обрамляющую окна. 

Эта «отделка» из бронзы символизирует красоту функционализма, который, как оказывается, нередко бывает затратным. Например, на все это здание ушло около 1500 тонн бронзы. Ресторан Four Seasons внутри Сигрем-билдинг оформил Филип Джонсон, давний поклонник Миса и его главный помощник в США. 

6. Новая Национальная галерея в Берлине, Германия

Последний проект, построенный при жизни архитектора и на его родине, второй музей на его счету и своеобразный собственноручно возведенный памятник себе. Музей расположен на небольшом холме на берегу канала в Западном Берлине. 

Архитектор хотел создать большое и открытое универсальное пространство, о котором он мечтал еще в непостроенном проекте чикагского Конференц-центра. Холмистый ландшафт позволил архитектору логично разделить пространство на два уровня: на нижнем расположились скульптурный сад, небольшие выставочные галереи и офисы сотрудников, а главный выставочный зал – на почетном верхнем уровне. Сейчас галерея закрыта на реконструкцию, ее открытие после реставрации под чутким руководством Дэвида Чипперфильда планируется в 2018 году. 

7. Мемориальная библиотека имени Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне

Библиотека была построена по проекту Миса уже после его смерти – в 1972 году. Здание является редким для Вашингтона примером модернистской архитектуры и единственным проектом Людвига Мис ван дер Роэ в американской столице. Сейчас библиотека закрыта на реконструкцию, которую проводит голландское бюро Meacanoo. Проект архитекторов подразумевает расширение библиотеки и добавление инновационных технологий. 

Текст: Софья Карпенко

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *